Бас-профундо

Вашему вниманию представляю статью о басах-профундо (итал. profondo — глубокий!). Это уникальный мужской голос отличающийся от прочих, своей максимально низкой тесситурой, порой выходящей за рамки человеческих возможностей.

  Бас-профундо уникален по всем понятиям и меркам вокального искусства: тембр, диапазон, резонация, физиологоческое строение и т.д.Владимир Миллер

Тембр профундо действительно очень глубокий и к сожалению не обладает большим количеством обертонов в силу своего низкого звучания. Я не хочу сказать, что тембр профундо не интересен, просто он не имеет большого количества обертонов голоса (не обладает тембровой насыщенностью), и поэтому он очень редко используется как солист, я даже сказал бы, что используется как солист только, в церковных хорах и это тоже огромная редкость. Зачастую голос октависта используется в хоре при минимальном звучании (piano), что бы подчеркнуть объем и порой колоколообразный тембр баса – профундо. Так же замечу, что чаще всего, профундо используется для удвоения основного тона аккордов трезвучий мажорных и минорных. Дело в том, что по законам акустики в голосе обычного баса уже присутствуют обертона голоса профундо, при подобном слиянии тембров баса и баса — октависта (т.е. профундо)  — звучание басовой партии в хоре становится массивным и всеобъемлющим. Приём октавного слияния применяется для максимального влияния на слушателей, те кто слышал хоть раз в жизни голос профундо, описывают ощущение схожим с тревожным звучанием церковного набата (тяжёлого колокола предвещающего беду).

Диапазон профундо в нижней своей границе может достигать фа – контр октавы, а в верхней границе – до1 октавы.

В видео-ролике расположенном здесь, который Я, кстати, очень рекомендую Вам посмотреть (всё-таки видео смотреть приятнее, чем читать мои каракули ), речь пойдёт об американце, завоевавшем титул самого низкого голоса книги рекордов Гиннеса. Так вот, тип звукообразования, которым пользуется этот парень, называется ШТРОБАС, и о конкретно этом приеме Я расскажу позже, грубо говоря, так могут все мужские голоса и ничего феноменального, в нём нет (обычный, так сказать БАС).

  Резонация голоса октависта, так же заслуживает особого описания, потому что в процессе резонирования в этом случае используется только гортань и грудная клетка (т.е. грудной резонатор).

Головной резонатор, практически не используется, а точнее, не используется вообще. Причиной этому служит строение и характеристика связок. Связки октависта длинные и по плотности очень эластичные, что обеспечивает производительность низких обертонов, но высокие обертона такими связками почти не издаются и поэтому до верхних головных резонирующих полостей доходить и развиваться нечему. Вот так вот!