Бас-профундо

Вашему вниманию представляю статью о басах-профундо (итал. profondo — глубокий!). Это уникальный мужской голос отличающийся от прочих, своей максимально низкой тесситурой, порой выходящей за рамки человеческих возможностей.

  Бас-профундо уникален по всем понятиям и меркам вокального искусства: тембр, диапазон, резонация, физиологоческое строение и т.д.Владимир Миллер

Тембр профундо действительно очень глубокий и к сожалению не обладает большим количеством обертонов в силу своего низкого звучания. Я не хочу сказать, что тембр профундо не интересен, просто он не имеет большого количества обертонов голоса (не обладает тембровой насыщенностью), и поэтому он очень редко используется как солист, я даже сказал бы, что используется как солист только, в церковных хорах и это тоже огромная редкость. Зачастую голос октависта используется в хоре при минимальном звучании (piano), что бы подчеркнуть объем и порой колоколообразный тембр баса – профундо. Так же замечу, что чаще всего, профундо используется для удвоения основного тона аккордов трезвучий мажорных и минорных. Дело в том, что по законам акустики в голосе обычного баса уже присутствуют обертона голоса профундо, при подобном слиянии тембров баса и баса — октависта (т.е. профундо)  — звучание басовой партии в хоре становится массивным и всеобъемлющим. Приём октавного слияния применяется для максимального влияния на слушателей, те кто слышал хоть раз в жизни голос профундо, описывают ощущение схожим с тревожным звучанием церковного набата (тяжёлого колокола предвещающего беду).

Диапазон профундо в нижней своей границе может достигать фа – контр октавы, а в верхней границе – до1 октавы.

В видео-ролике расположенном здесь, который Я, кстати, очень рекомендую Вам посмотреть (всё-таки видео смотреть приятнее, чем читать мои каракули ), речь пойдёт об американце, завоевавшем титул самого низкого голоса книги рекордов Гиннеса. Так вот, тип звукообразования, которым пользуется этот парень, называется ШТРОБАС, и о конкретно этом приеме Я расскажу позже, грубо говоря, так могут все мужские голоса и ничего феноменального, в нём нет (обычный, так сказать БАС).

  Резонация голоса октависта, так же заслуживает особого описания, потому что в процессе резонирования в этом случае используется только гортань и грудная клетка (т.е. грудной резонатор).

Головной резонатор, практически не используется, а точнее, не используется вообще. Причиной этому служит строение и характеристика связок. Связки октависта длинные и по плотности очень эластичные, что обеспечивает производительность низких обертонов, но высокие обертона такими связками почти не издаются и поэтому до верхних головных резонирующих полостей доходить и развиваться нечему. Вот так вот!

  • Дмитрий

    Не верю — своего баса-ученика (ему всего 18, а он прекрасно озвучивает всю большую октаву и даже пытается извлекать контроктаву) приучаю к головной резонации — поверьте, бас с достаточно громкой ВПФ звучит колоссально… Чистым, насыщенным по тембру, звонким и в то же время легким по звукоизвлечению голосом подымались до фа первой октавы. Если петь полным тембром с ВПФ может бас кантанте (как и любой другой голос) — сможет и бас профундо, хотя конечно ему надо постараться «утопить» гортань значительно ниже разговорной позиции. И да, речь о большой октаве конечно.

    • Ну так значит очень талантливый ученик и классный учитель, раз звучит голова у баса так как надо.

  • Сергей

    Я бас, 17 лет. Внизу беру ре-ми большой. Недавно я простыл и во мне проснулся полноценный профундо. Я брал соль-ля конроктавы. Но простуда прошла и всё вернулось на свои места. Можно ли как-нибудь вернуть и закрепить эти открывшиеся нижние ноты?

  • Андрей

    Лично я, когда пою, могу уходить до Рэ контр-октавы, а фактический мой предел — субконтроктава (14Hz)

  • Yevhen Hlukhi

    Очень интересная тема! А где обещанное к ней продолжение? Вот этопредложение:

    ,,Так вот, тип звукообразования, которым пользуется этот парень, называется ШТРОБАС, и о конкретно этом приеме Я расскажу позже, грубо говоря, так могут все мужские голоса и ничего феноменального, в нём нет (обычный, так сказать БАС).»

  • Basil

    Ребята,вот вы все талдычите:бас-профундо,октавист,октавист,бас-профундо…А ведь это совершенно разные понятия вообще-то. «Бас-профундо» — говорит о низком тембре,а «октавист» о низком диапазоне.Может быть бас-профундо без низов и может быть баритон,берущий уверенно и си-бемоль,и ля контр-октавы,но тип голоса определяется ПО ТЕМБРУ. Всем известен такой тип голоса:центральный бас,Откуда взялось такое название именно в России?Очень просто:в Италии известно два типа басов-бас-кантанте/высокий,певучий/и бас-профундо/глубокий,низкий,но там это редчайшее явление/,а в России испокон были басы-октависты и поэтому бас-профундо стал именоваться центральным/средним/.Но те октависты были по тембру ниже современных,из которых единицы являются центральными басами.Например,известный московский октавист Ю.Вишняков с хорошей контр-октавой по тембру-высокий бас,небезызвестный В. Миллер хоть и центральный бас по тембру,но имеет огромный недостаток-голос его звучит на 3-4-х нотах,а когда идет к верху большой октавы/я уж не говорю о малой/,звучит вата,а голос должен звучать оперто на всем диапазоне,если говорить о нем серьезно.Поэтому надо различать октавистов и по тембру.Мне довелось слышать такого баса в 80-х годах,но я говорю вовсе не о М. Златопольском,ибо при всей своей замечательной контр-октаве по тембру он был бас-кантанте/представляю,как на меня накинутся «знатоки»./Так вот такой бас соотносится с басом-профундо/центральным басом/.как тромбон и туба.И не надо современных хоровых басов равнять с великими сольными басами:Михайловым,Паторжинским,К. Запорожцем,М. Донцом,А.Ведерниковым,а великого баса-кантанте М.Рейзена записывать в низкие басы.Да,а от псевдознаменитого трио басов-профундо с В.Миллером во главе становится не по себе:ну есть же какие-то вещи…

  • Basil

    P.s. Написал и только тут прочел в вашей преамбуле,что,оказывается,бас-профундо редко используется как сольный.Какая чепуха! Просто бас-профундо действительно редкий голос вот и получается,что редко используется.Яркий пример баса-профундо в опере — по-настоящему великий русский бас А.Ф.Ведерников,хотя никакой контр-октавы в его диапазоне не было и в помине.Вспомнил и современника Шаляпина — центрального баса/баса-профундо/ В.Р.Петрова с роскошным ля контр-октавы и практически безграничным верхним регистром/всего 3 полноценных октавы/.Так что не надо записывать сейчас никого в великие,все великие давно в земле сырой,хотя А.Ф.Ведерников еще здравствует и дай Бог ему многая лееетааааа !

Вся информация уникальна, нелегальное копирование запрещено законом, пост данных статей приветствуется, но возможен, только с ссылкой на оригинал. Vokalizm.ru/2012 - 2015 Frontier Theme