Диапазон человеческого голоса

   И так тема: «Диапазон!». Самая волнующая и распространенная тема многих начинающих и даже продолжающих вокалистов.

   Многие вокалисты комплексуют и просто переживают по поводу маленького диапазона, неумения брать те или иные высокие и низкие ноты. Хотел бы сразу сказать для успокоения начинающих: «Проблемы с диапазоном в начале обучения есть у 90% певцов, но со временем и опытом диапазон разрастается». Вообще вокальный диапазон это очень гибкая вещь, достаточно просто поддающаяся развитию, особенно в тех случаях, когда вокалист движется в верном направлении.

   Первая и самая распространенная причина маленького, не сдвигающегося с места диапазона, это желание вокалиста просто иметь большой диапазон, и пытаться развить его просто крича высокие ноты. Конечно, роль вокальных распевок и дыхательных упражнений трудно переоценить, но я все, же скажу, что главным аспектом шикарного, развитого и могучего голоса является СВОБОДА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА и организма в целом.

Вокал в целом (особенно в процессе обучения) следует представлять, как движение к естественному и природному функционированию человеческого голосового аппарата.

  Свобода голоса достигается за счет раскрепощения и избавления от зажимов физических и психологических. Подробно об этих проблемах информация содержится в статьях: «Физиологическая свобода» и «Психологическая свобода».

   Второй по значимости проблемой является не правильная опора дыхания или её отсутствие. Многие вокалисты заблуждаются, считая, что им мешает брать высокие ноты слабый пресс, слабая диафрагма или слабые легкие, но на самом деле они просто не знают как пользоваться правильно тем, что уже имеют. Конечно, нужно держать себя в здоровой спортивной форме, заниматься дыхательными гимнастиками и т.д., но я бы советовал сначала учиться петь и понять, что такое «вокальная опора», а уже потом заполнять спортом пробелы в физическом строении тела.

   Продолжение во статье: «Проблемы с диапазоном».

  • сергей

    самый дрогоценный сайт!!!

  • Ilia

    Большое спасибо, Серёга

  • Богдан

    Здравствуйте!Ещё раз отмечу что сайт очень полезный!
    И по тому хочу задать вопрос, точнее несколько:
    1)не могли бы вы рассказать про расщепление в вокале, про эту технику,и существуют ли какие упражнения для закрепления расщепления?
    2)реально ли расщепление на фальцет наложить?
    я вокалист в хард рок группе и люблю эту технику хотел бы побольше узнать
    СПАСИБО!!!

    • Ilia

      Здравствуй Богдан, спасибо за комментарий и за вопросы! С радостью отвечу на твои вопросы следующей статьёй, но мне необходимо знать три вещи:
      1. Что ты подразумеваешь под понятием «Расщепление» (Дело в том, что многие экстрим — вокалисты подразумевают абсолютно противоположные техники под этим термином.);
      2. Сколько тебе лет (Для полного ответа, Я должен знать особенности твоего голоса);
      3. По возможности скажи какой у тебя голос, по тембровым характеристикам (тенор, баритон, бас)…
      Пришли мне ссылку на видео с расщеплением знакомого тебе рок вокалиста! конечно желательно знать и послушать тебя живьем, но давай хотя бы так, для того, что бы мы общались на одном «языке» . Ещё раз спасибо!

      • Богдан

        Вот моё видео http://www.youtube.com/watch?v=ZND86hhNstA
        я под расщепление понимаю некую хрипоту в голосе
        идеал для меня в расщеплении Аксель Роуз из Ганз н Роузес
        мне 21 год
        по скольку я знаю расщепление это работа ложных связок, чем то схожая с работой языка при длительном произношении буквы «Р» рычание короче, только с помощью ложных связок. вот

        думаю что я баритон-бас
        точно не знаю, и да мне стыдно)
        самоучка прост)
        спасибо)

        • Ilia

          Здравствуйте, Богдан, спасибо за детальный ответ, посмотрел Ваше видео, мне понравилось Вы поёте своим голосом не испорченным копированием своих кумиров, так держать! Голос у Вас скорее всего Лирический Баритон, но не позанимавшись с Вами лично сказать не просто! То, что Вам 21 очень хорошо, значит голос сформирован и можно экспериментировать без особого вреда для голосового аппарата. Ничего стыдного в том, что Вы чего-то о голосе не знаете нет. В мире полно оперных певцов которые, до 40 лет не знали точно, какой у них голос, потому что природа очень индивидуальна в каждом случае. Теперь ответы:
          1. Да микст можно использовать с хрипотцой (расщеплением), на ложных связках и ваш кумир Аксель успешно этим занимается, но правда не только на фальцете, но и на всём диапазоне;
          2 Нет, Я считаю, что нет никаких техник по закреплению расщепления, потому что в них нет необходимости. Дело в том, что природа наделила человека ложными связками дав возможность откашливаться в случае засорения гортани и говорить шёпотом. Все техники типа: скрим, гроул, расщепление и все их ответвления построены на этих двух принципах. Нет необходимости создавать упражнения для процесса, который и так все могут совершать очень успешно. Вот например у Вас в песне достаточно приятные вкрапления хрипотцы и Я не думаю, что нужно больше, ведь не разумное использование этого приема может приводить к различным воспалительным болезням связок. Вспомните как больно становиться кашлять во время долгой болезни гриппа или даже ОРЗ. Связки голосовые и ложные обтянуты тонкой слизистой, защитной оболочкой, постоянно сжимая ложные связки во время пения Вы повреждаете или грубо говоря «обдираете» эту защитную пленку, а результат Вы замечали, думаю сами, после длительного пения.
          Я обожаю рок вокал, но скажу Вам, что у вас с Акселем голоса разные, у него тенор-альтино, у вас баритон, для него зажимать связки мышцами горла менее травмоопасно нежели вам. У него мелкий голосовой аппарат и для того, что бы петь с хрипотцой ему требуется минимум энергозатрат для подачи воздуха продувая ложные связки. Ваши связки более объёмные, Вам придётся больше трудится для извлечения звука через ложные связки на миксте. Честно признаться, Я посоветовал бы Вам петь максимально чистым звуком, ибо природа наделила Вас объемным, красивым тембром, чего нет у 80% исполнителей рока, поэтому они и хрипят для того что бы добавить в свой голос больше красок и выразительности. Жаль, когда действительно талантливые голоса копируют своих кумиров, а при этом имеют более значительные голосовые данные. И ещё, Богдан, советую Вам найти себе преподавателя вокала и хорошего, желательно академического, что бы он вытянул наружу вашу природу, а потом делайте с ней что хотите! Удачи, пишите ещё — отвечу!

  • Богдан

    Большое спасибо. Вот я и думаю до сих пор, размышляю, в каком направлении развивать голос, так скажем стилистику. Конечно можно по разному делать в какой-то песне добавить одного в какой-то другого, к этому я в принципе и стремлюсь к разнообразию. Но нужно основное определить. И я хотел бы ещё вопрос задать: поскольку вы любите рок то на кого по вашему мнению я больше всего похож, вокально разумеется?)))
    вообще я как настоящий псих задумал попробовать сочетать трёх своих любимых вокалистов в своих песнях это Аксель, Элвис, Моррисон))))
    Аксель-расщепление
    Элвис-вибрато
    Моррисон-скрим
    по крайней мере это то, что мне нравится)
    Преподавателя постоянно ищу, и если можете посоветовать в Москве кого то, обязательно рассмотрю.
    спасибо

    • Ilia

      Здравствуй, здравствуй Богдан, Ну конечно голос следует развивать исключительно в своём направлении, а не в чьём то, для того что бы природой заложенные способности максимально раскрылись. не старайся подрожать, кому-то из других певцов, не позволяй своему сознанию уходить от своего Я, по опыту скажу, что зачастую, оказывается, что пародирующий имеет более яркий голос, чем у своего кумира. Сначала двигайся туда где тебе удобно и слушайся своего голоса. Если сравнивать твой голос с другими, то конечно Ты похож на Элвиса Прэсли, и тембром и диапазоном, и у него тоже лирический баритон, а про вибрато не думай. Тогда когда будешь петь своим голосом дальше и вибрато само вырисуется. Что касается скрима, то Я честно признаться у Моррисона его не услышал, да он иногда покрикивает пересмыкая связки, но скримом это не назовёшь. Путь самостоятельный всегда труднее, чем по чьим то следам, но заметь, что твои любимые певцы стали известны и популярны именно потому что были индивидуальны в своём роде и никому не подражали. не сказать, что кто-то из них пел намного лучше кого-то, у них нет сверхъестественных голосов, просто они пели как было удобно им и всё. Пускай с точки зрения вокала классического и академического они делали всё не так, но чёрт возьми они стали легендами.
      А что касается педагога, то ничем помочь не могу, извини, Я вообще Украинец и живу в Донецкой области, но Я уверен, что у Вас там горы толковых преподавателей, зайди в любую музыкальную школу, найди преподавателя и договорись об индивидуальных занятиях, как это сделал Я в своё время (2007г.) И всё у тебя будет аки молвится — НИШТЯК!:) Удачи, главное двигайся в перёд!

  • Богдан

    СПАСИБО!!!
    ЗА ПРАВИЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОИХ МЫСЛЕЙ!!!
    Думаю что у вас как у знатока вокального дела очень большое будущее!!!

    • Ilia

      Огромное спасибо! Мне очень приятно, но знатоком Я себя честно говоря не могу считать, знатоки, как минимум в оперном театре поют, а не сидят дома за компьютером раздавая советы:):(! Но так или иначе, мне приятно, что Я могу хотя бы интеллектуальной собственностью помочь начинающим певцам, ведь вокал это так круто! Ну в общем, если у Вас появятся ещё вопросы-обращайтесь, помогу с удовольствием!

      • Каждый занимается тем, чем сам Бог запланировал ))))

  • Даниил Викторович

    Вот мне 16 лет. У меня голос — гибрид баритона и тенора. То есть, будучи баритоном я пою и в тенеровой тесситуре. И микст — это вокальный приём, при котором в унисон сливают два голосовых потока — головной и грудной. То есть микст — пение двумя голосами тогда. И я могу петь так.

Вся информация уникальна, нелегальное копирование запрещено законом, пост данных статей приветствуется, но возможен, только с ссылкой на оригинал. Vokalizm.ru/2012 - 2015 Frontier Theme