Певческая опора

  Определения слову «опора» у меня нет и потому, что я не могу относиться к этому «выражению» как к какому – то физическому предмету или явлению. Я сказал бы, что слово

«Опора» — это скорее образное выражение, наиболее ярко описывающее физическое ощущение в области торса (и даже всего тела) во время ПРАВИЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЗВУЧАНИЯ.

Это, то самое ощущение давления в области брюшины и поясницы создаваемое певцом для УДЕРЖАНИЯ ДЫХАНИЯ (удержания воздуха). Так для чего нужна опора и почему в эстрадном пении о ней чаще всего не говорят ни слова.

  Многие начинающие неопытные певцы знают, что во время пения огромную роль играют Легкие и их работа, например: «Чем сильнее я пошлю воздушную струю, чем сильнее я напрягаю пресс и сжимаю легкие и гортань – тем выше и громче из меня выйдет нота». НЕТ!!! НЕТ!!! И ЕЩЕ РАЗ НЕТ!!! Вокал это действительно тяжкий труд, но трудиться надо совершенно в другом направлении.

   Во время пения, на протяжении всей фразы легкие НЕ ДОЛЖНЫ СОКРАЩАТЬСЯ, а даже наоборот расширяться – как бы ни парадоксально это звучало. Для этого диафрагму надо не «втягивать» в себя, а наоборот «выдавливать» из себя для того чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель. Данный метод позволяет избежать проблемы излишнего под связочного давления. А значит, звук уже будет:  легким не напряженным, гибким и способным на любые ноты. В начале обучения, после первых попыток — это может показаться трудным и даже невозможным, но именно этим методом пользовались и пользуются великие мастера ОПЕРНОГО вокала.

  И так еще раз:

  1. Перед звукоизвлечением набираете воздух в «живот» и в «бока», в «нижние ребра» до отказа;
  2. Не поднимая грудь и плечи, удерживаете воздух в себе;
  3. Начинаете петь, изо всех сил выдавливая «брюшину» вперед упираясь в нее с внутренней стороны.
  4. И только по окончании фразы можете снизить давление во избежание переутомления и головокружения.

Вдох

Но хотелось бы отметить, что если вы все сделали правильно, то легкого головокружения (а иногда и боли в области боков, живота, поясницы) вам не избежать.

В случае неудач, не стоит бросать заниматься по этой системе, не ищите легких путей. Это трудно, но это самая природная школа пения и следуя ей, вы, будете петь долгие годы, брать любые ноты, иметь огромный диапазон голоса, полётность голоса, возможность петь, сутками не переутомляясь, иметь крепкое здоровье. И помните правильное понимание опоры – это уже 70% вокала.

  • Dmytro Pavlenko

    Скажите, сколько нужно времени, чтобы достичь такого способа опирания? Чтобы уже особо не думать, что надо выдавливать живот?

    • Илья Кулаков

      Ну, в зависимости от того, какого уровня певческого мастерства Вы хотите достичь и как часто будете заниматься. Вообще, наверное про опору забыть никогда не удасться, но с каждым разом она будет Вам поддаваться всё легче и легче . Дело в том, что например, оперные певцы, они только брюхом и поют, они как раз не думают о связках, гортани, резонаторах и т.д., они концентрируют внимание на дыхании. Срок подготовки любого вокалиста, при регулярных занятиях в учебных заведениях — это 3-5 лет (зависит эта цифра от многих факторов). Что бы хорошо почувствовать опоу и знать. «где она находится» или как Вы выразились: «Чтобы уже особо не думать, что надо выдавливать живот?» — нужно примерно 2 месяца — год, а потом только совершенствование. А там уже, кто как хочет, как говорится, Лучано Паваротти занимался ежедневно до самой смерти! Надеюсь, Я Вам помог, спращивайте ещё. всегда рад ответить

      • Ксения

        день добрый. занимаюсь постановкой голоса. У меня голос мощный от природы. А вот когда объясняюю ученикам, как говорить не горлом, а подавать голос на опоре, то говорю- насыщайте речь выдохом- пусть дыхание толкает Ваш звук вперед. Насколько правильно я формирую определение голоса на опоре? И применимы ли вокальные методики для речи?

        • я думаю такое выражение не все могут верно истолковать. Надо выдыхать ровно такое количество воздуха, сколько необходимо для работы связок и не больше, а то голос будет очень сильно уставать и хрипнуть, а громкость и полётность голоса должна увеличиваться за счёт резонирования в резонаторах, а не количества выдыхаемого воздуха, ведь это ведёт к болезням горла и просто крику.

        • koly

          Сразу скажу, я начинающий. Но, насколько мне известно, дыхание нужно использовать максимально экономно. Есть даже такое упражнение со свечой: при правильной дыхательной технике на расстоянии 10-20 см от лица пламя должно оставаться ровным.

        • Bobby

          И она еще ставит голоса…

  • Александра

    Вчера пела так, а сегодня потеряла это ощущение опоры(((( Сколько не выпячивала живот, всё без толку( Связки перенапрягла и голос сел( А вчера звук лился легко и пробивал голову….

    • Вокал гр.п.

      Не надо ПРОСТО ВЫПЯЧИВАТЬ ЖИВОТ.Делайте движения будто надуваете живот как шарик. Будете петь на горле-через 2-3 года операция на связки обеспечена.

    • Так, надо себя беречь и начинать занятия с концентрации и ощущения опоры, а если голос сел, то вы, что-то делаете не так, как вы понимаете.

  • Anariel Lorien

    все равно не понимаю…вдохнула-живот надулся…а потом?

    • а потом надо петь на этом ощущении в этой позиции, не сдувая живота)

      • Артем Александров

        Здравствуйте. Хотелось бы понять как все это работает. Я набираю воздух до момента когда ощущаю в животе шар и заполняю нижнюю часть рёбер. Я держу воздух диафрагмой без каких либо усилий. Но вот как понять «опора» если я начинаю петь и воздух быстро выходит а если начинаю сдерживать его диафрагмой голос получается тише, Чувствую что просто не хватит легких и начинается то самое — работа с помощью гортани, чувствую как она начинает помогать выталкивать воздух, соответственно гортань уходит выше напрягая тем самым мышцы. Особенно это происходит на нотах чуть выше. Вообще я занимался скажем так любительским пением лет 5-6 и даже по 5-6 часов в день. Горло уставало т.к не зная что это вредно, я просто пел с помощью фальшивых ГС. Гланды постоянно воспалялись, болел ангиной даже при легком дуновении ветерка. Потом решил что это не дело и забил на все это. Болеть соответственно сразу перестал. Теперь вот спустя 2 года снова решил заняться, но уже серьезно, без насилования голоса. И так, 1) диафрагмой воздух держать умею, 2) Голос у меня скажем так очень похож на Alphaville (это тенор или баритон?). С внешней помощью ФГС запросто смогу спеть Alphaville — forever young или «A victory of love» того же исполнителя. Вот только не могу понять как мне правильно сдерживать воздух и при этом петь правильно чтобы не поднималась гортань? На тех ощущениях шара в животе и сдерживании воздуха диафрагмой, при пении просто выпускать воздух?

      • Артем Александров

        Я так же хотел спросить — как добиться результата что бы при изменении тональности, с низкого переходить на более высокий оставляя при этом гортань в мертвой зоне? Я могу петь на низких (ближе к речевому и чуть выше) спокойно, не громко, но стоит мне взять ноту выше, сразу же начинают срабатывать ФГС. Я многое тут прочитал на вашем блоге, но всё же, понял я не всё.

  • Tatyana1984

    Прокомментируйте, пожалуйста, противоположное мнение.
    Чтобы вдох «не упал» и возникающий во время пения воздушный столб имел опору, его надо поддержать. Делается это прямой мышцей живота, которая ПОДТЯГИВАЕТСЯ в направлении вверх. Это движение возникает непроизвольно, когда дети
    имитируют лай собачки: «ав-ав».

    Почему педагоги говорят выпячивать живот, а другие втягивать? Вот как ответила педагог по вокалу: могу предположить, что так они хотят активировать брюшные мышцы, но это на мой взгляд гораздо заморочнее, чем делать по природе — то есть выдыхать, сдувая
    живот, это и логично и удобно) чтобы из себя что-то вытолкнуть (воздух, сопли,
    рвоту =) ) организм заставляет живот подминаться внутрь. понаблюдайте за собой
    и убедитесь сами)

  • Аноним

    Добрый день. Не могу разобраться. 1) Вдыхаем в «живот» 2) поем, при этом живот не сдувается. но откуда тогда идет воздух? 3) опять вдыхаем. вопрос куда, если живот надут? Или может надо выдыхать животом, но при этом как бы сопротивляться «изнутри»?

  • Roman Kasparov

    Слушайте, а вот у меня такой «тупой» вопрос: есть ли вообще какой-то, так скажем, возраст критический для этого дела, после которого это все бессмысленно, или это можно в любом возрасте развить? Я почему спрашиваю — я, к сожалению, уже, можно сказать, стар для пения (38 лет), хотя в свое время когда-то был полон идей, хотел научиться играть на гитаре профессионально и даже организовать свою группу (я, правда, сторонник хэви или, как минимум, рока — хотя, как ни странно, могу слушать и мелодичную музыку и даже классику, но сам писал бы что-то довольно тяжелое 🙂 ). Но меня в свое время в основном это и остановило, что на гитаре я (под влиянием Гражданской Обороны 🙂 ) сам как-то научился играть и даже на слух настраивать и песни подбирать, и мог бы пойти и дальше, но блин голос у меня — такое позорище, что сыграть/спеть что-то всегда приходилось отказываться, чтобы людей не травмировать. Ни диапазона, ничего, одна нота высоко, вторая низко, очень стыдно «выступать», поэтому никогда этого и не делаю. Как-то в свое время многие мои сверстники ходили в муз.школу, там-то уж поймут, представляешь ли ты что-то из себя или ничего, но почему-то меня не послали, в отличие от моего друга, который потом ненавидел пианино :). Хотя самое смешное, что когда-то мы с женой (уж и не помню, как и зачем) типа взяли несколько уроков у профессиональной оперной певицы, и она мне сказала, что на самом деле голос есть, правда, какой-то высокий типа тенора, что ли (что нахрен за голос для мужика??? и ведь в жизни у меня довольно низкий голос. но хоть такой был бы!). Но я даже не уверен, не пыталась ли она просто подбодрить меня, потому что обычно «вокал» на уровне уличной вороны. Но вот наткнулся на данный сайт и подумал «а может, я что-то просто неправильно делал и реально хотя бы научиться не пугать людей при пении», ну я не говорю обязательно стать профи-певцом, староват я уже для этого, но хотя бы что-то среднее достойно изобразить без позора. И вот хотел спросить: может ли человек в таком возрасте что-то сделать или уже там всё настолько закостенело, что тут уже что есть, тому и радуйся? Было бы интересно попробовать.

  • Андрей

    Здравствуйте! Буду благодарен если поможете немного уравновесить противоречивые мнения вокальных педагогов на правильное певческое дыхание. Занимался у двух преподавателей и это меня только сбило с толку. Первый учил дышать только животом, не подключая к этому процессу даже нижние ребра, а второй учит костно-абдоминальному типу дыхания, при котором нижние ребра активно расходятся в стороны. Читал на эту тему множество статей и согласен со вторым педагогом. Но вот в чем вопрос. Насколько я знаю при костно-абдоминальном дыхании живот также должен несколько подаваться вперед, но у меня получается дышать либо чисто животом, либо, если при дыхании расходятся в стороны ребра, — живот не выпячивается, а наоборот втягивается. Могли бы Вы прокомментировать этот момент и то, какое дыхание лично Вы считаете оптимальным для вокалиста

Вся информация уникальна, нелегальное копирование запрещено законом, пост данных статей приветствуется, но возможен, только с ссылкой на оригинал. Vokalizm.ru/2012 - 2015 Frontier Theme