Постановка голоса

Vokalizm постановка

Наверняка вы, когда-нибудь, задумывались над тем, что вообще означает постановка голоса. Так вот, суть этого термина заключается в том, что в начинающем певце уже есть все данные для пения, а педагог помогает ученику выстроить все детали певческого аппарата в такое положение, в котором голос будет звучать максимально вокально. Под понятием максимальной вокальности, я имею в виду состояние голоса, в котором, будет достигнута максимальная свобода голосового аппарата, лучшая тембральная окрашенность голоса, максимальная слитность регистров за счёт прикрытия переходных тонов, развитие диапазона и полётности голоса. Все вышеперечисленные достоинства достигаются за счёт овладения техникой дыхания, характерной для природных качеств голоса певца, освобождения гортани, овладения резонаторами за счёт высокой позиции(головным и грудным).

В вокальной педагогике встречаются разные техники и последовательности построения голоса у поющего. В мире тьма различных преподавателей и техник, все они считают себя правыми, и это естественно. Есть такие учителя, которые с самого начала пытаются привить ученику понимание регистров ставить голос то с нижнего регистра, то с верхнего, ну или с центра, что встречается чаще. Бывает, что учитель привязывает вначале только вокальное  дыхание, то брюшное, то грудобрюшное. Кто-то считает главным – это правильное звучание резонаторов, ибо таким путём можно достигнуть расслабления связок и т.д. Бывают такие раки, которые вообще не владеют вокальным слухом, ничего сами в жизни не добились и портят голоса молодым певцам, и это свойственно человеческой натуре.

Я считаю правильным методом – это привитие ученику понятия вокальной опоры (дыхание), будет правильная опора – всё остальное тоже на место станет, и гортань и резонаторы. Если у вокалиста правильная вокальная опора, если он в совершенстве, которому нет предела, владеет дыханием, то он всегда попадёт в резонаторы и всегда достанет все ноты, всегда соединит регистры и никогда не зажмёт вокальный аппарат. Правильная вокальная опора снимает напряжение с гортани, лишая лёгкие выбрасывать много воздуха в гортань, за счёт чего пропадает избыточное подсвязочное давление, а это главное.

Что касается гортани, то многие преподаватели рекомендуют вообще не говорить с учеником о ней, боясь таким образом зациклить внимание на своих связках, чем он непременно будет их зажимать. Я согласен, что так необходимо делать, но только тогда, когда ученик изначально не зажат, но зачастую 90% учеников зажаты, и скованны именно в гортани, и избавиться от этой беды им очень нелегко. В последнем случае, без разговора с учеником о правильной позиции гортани не обойтись, и не избежать овладения вокальной опорой в тандеме с расслабленной гортанью, в противоположном же случае у ученика может возникнуть проблема передачи напряжения с диафрагмы вверх на гортань.

Слитность регистров так же является неотъемлемым этапом постановки голоса. Для человека естественно пользоваться грудным резонатором во время пения нижних нот и головным резонатором во время пения верхних нот. Суть данного этапа обучения заключается в технике перетаскивания звучания головных резонаторов в нижнюю часть диапазона и грудного звучания вверх. Конечно, сохранить максимальное звучание грудного резонатора в верхнем регистре невозможно, так же, как и звучание головных резонаторов в нижнем регистре, но надо слить регистры таким образом, что бы во всем диапазоне не ощущалось перехода между регистровым звучанием. Т.е. при мелодическом движении снизу вверх необходимо постепенно замещать грудное звучание головным и наоборот.

Постановка голоса – это планомерное строительство и постепенное освоение вокального аппарата, а точнее его свойств и характеристик. Ни один элемент не может быть упущен, иначе весь дом развалится. Порой приходиться ухищряться и осваивать 2 и более ступеней одновременно, но и это выполнимо, знаю по своему опыту. 95% обучения зависит от ученика, остальное от учителя. Разные встречаются случаи в вокальной педагогике. Бывает, встретишь певца, который еле в лоб попадает и рассказывает, что у него учитель был золотой, и всем бы такого учителя. Бывает, что толковый певец грешит на своего педагога. Но, зачастую тугие и прямо скажем, туповатые ученики, грешат на своих педагогов, говорят, что те их петь не учат, а на самом деле педагог классный, но ученик сам петь не хочет. Будьте честны с собой и с окружающими, определитесь со своими целями, вы должны быть твёрдо уверенны в том, чего вы хотите и тогда добьётесь по вашим желаниям и трудам.

Вся информация уникальна, нелегальное копирование запрещено законом, пост данных статей приветствуется, но возможен, только с ссылкой на оригинал. Vokalizm.ru/2012 - 2015 Frontier Theme