Резонаторы в пении

К большому сожалению, в этой теме, как и в теме «опора», есть много разногласий среди приверженцев многих школ, педагогов и певцов. Казалось бы: люди поют во всем мире, много тысяч лет и неужели нельзя было до сих пор прийти к единому мнению (раскрытие темы в статье «Правильное пение») хотя бы в теме «резонация»?! Но, нет. И все, потому что все люди, живущие и жившие на земле всё понимают  и понимали по-разному в силу многих естественных и неестественных обстоятельств.

Так вот, главная проблема в том, что многие вокалисты путают понятие « грудной резонатор » и понятие «головной резонатор», которых в свою очередь достаточно много.Головные резонаторы

Самая распространенная ошибка заключается в неумении различать носовой призвук от головного резонатора. Более того, эти певцы, улавливая это ощущение вибрации в области центра лица, считая это истинным резонатором, начинают культивировать это ощущение, развивать его, считая, что попали как говорится «в струю» и движутся в верном направлении.

Так же распространенное ошибочное мнение о том, что ротовая полость является очень немало важным резонатором и изменение ее формы максимально влияет на звучание голоса. Ну, хотелось бы сказать, что ротовая полость в корне не может быть резонатором т. к. она преимущественно состоит из мягких тканей, от которых в процессе резонации ни какой пользы. А твердые ткани ротовой полости: зубы, твердое небо, безусловно резонируют и резонировать должны.

Ротовая полость влияет на количество выхода звука, но к резонации не имеет практически, ни какого отношения.

В организме во время вокала резонируют лишь твердые ткани, например: задняя стенка гортани, лобные пазухи, задняя стенка гайморовых пазух, грудная клетка, черепная коробка в целом вместе со всеми ее полостями. Для личного убеждения проведите не хитрый эксперимент: разживитесь куском свежей говядины и говяжьей костью, и постучите по ним,  чем ни будь твердым, например ложкой. Сравните звучание и способность резонировать твердой ткани и мягкой.

В первую очередь в процессе обучения нужно заставить звучать грудной резонатор, а уже потом головной. Ни в коем случае не следует путать грудной резонатор со звучанием горловым. Многие певцы зажимают горло, опускают нижнюю челюсть, посылают звук на нижнюю челюсть и при этом издается на первый взгляд низкое и не качественное звучание, которое они считают грудным, но правильно называть такое звучание скорее «горловым». Для того, что бы помочь вокалисту найти в себе истинное грудное звучание, один шикарный вокалист посоветовал мне во время роспевки например на слоге «мА» стучать кулаком себе по груди.

Данное упражнение нужно выполнять в том случае, если певец уже поет на опоре. Во время удара по груди в грудной клетке создается дополнительное давление заставляющее грудь звучать интенсивнее. Если звучание действительно усилилось нужно запомнить это ощущение и впредь культивировать его. Со временем можно отказаться от ударов, грудь будет звучать сама не произвольно.

Что касается головного резонатора, то например у меня не было успехов до того пока один мой друг (шикарный певец) не научил меня звучать грудью и петь на середине голосовых связок (на «переходнике»). В случае, когда звучит грудь и вокалист поет на опоре расслабленной (опущенной) гортанью, воздушная струя сама, резонируя, подумается по задней стенке гортани и попадает в черепную кость, а оттуда рассеивается в нужные полости, не озвучивая носовую полость. В случае, когда вокалист (в частности тенора) пытается искусственно продуть верхний (головной) резонатор (это называют словом: «тенорить») из этого получается в лучшем случае окультуренный приближенный к верней челюсти лицевой звук, но природным лавинообразным, всеобъемлющим звуком способным заполнить любые помещения не назовешь.


  • Алиса

    Добрый день. У меня появилось недавно ощущение, после того, как стала пытаться петь на опоре, что звук формируется в груди и когда появляется это ощущение, то мне кажется, что рот у меня находится в груди и звук идет оттуда, кажется даже что там немного вибрирует и я пою грудью. Скажите, это и есть грудной резонатор? Или я путаю? К слову, звук становится объемный, как будто я пою всем телом

    • это и есть грудной резонатор и я думаю, что вы на верном пути, судя по тому, как вы описали свои ощущения

    • только главное, увлекаясь грудным звучанием не загнать голос в горло, т.е. не петь «в заглот», как это называется у вокалистов.

  • Алиса

    и, кстати, совсем на днях появилось подобное ощущение в голове. В лобной части и носа. Точно также возникает мысль, что звук льется из лобных пазух и ощущение, что поет вся голова. То есть совсем нет ощущения, что звук выходит изо рта. Это правильно? Мне развивать эти ощущения или это совсем не головной резонатор?

    • да, абсолютно верно именно эти ощущения и следует развивать и на них следует концентрировать своё внимание. Вы очень талантливый человек, если у вас всё это получается самостоятельно и без помощи преподавателя.

  • Влад

    Занимаюсь самостоятельно месяц. Время когда живот сильно уставал прошло. В основном горло или связки. Поначалу думал об опоре,сейчас вроде всё на автомате. Бью по груди звук толком не меняется. Я вроде поймал чувство звучания груди. Я могу одну и туже фразу спеть без звучания груди,с сильным звучанием и более слабым. Без звучания груди я так понимаю это горловое пение. На счёт грудного звучание непонятно мне. Оно должно быть по интенсивности максимально возможным? А то когда пытаюсь повыше спеть грудная интенсивность падает,а чтоб спеть с прежней интенсивностью надо напрячься сильно. Чтоб максимальную интенсивность выдать приходиться воздуха взять побольше , такое чувство что яйцо целое проглотил и начинаю горланить. При такой работе груди звук мясистый на бас похож(может я бас я ещё не разобрался),правда устаю быстро. Мне проще петь с менее слабой интенсивностью груди. Я просто не пойму то ли я кривляюсь подражая голос Леонида Харитонова песни Эх,ухнем. Мощи конечно такой как у него нет но похоже. Мне проще типа такого петь. Не так сильно напрягаюсь. https://www.youtube.com/watch?v=2oc7tl_5AdM

  • Влад

    Занимаюсь самостоятельно месяц. Время когда живот сильно уставал прошло. В основном устают горло или связки. Поначалу думал об опоре,сейчас вроде всё на автомате. Бью по груди звук толком не меняется. Звук груди должен быть по интенсивности максимально возможным? А то когда пытаюсь повыше спеть грудная интенсивность падает,а чтоб спеть с прежней интенсивностью надо напрячься сильно. Чтоб максимальную интенсивность выдать приходиться воздуха взять побольше , такое чувство что яйцо целое проглотил и начинаю горланить. При такой работе груди звук мясистый на бас похож(может я бас я ещё не разобрался),правда устаю быстро. Мне проще петь с менее слабой интенсивностью груди.

Вся информация уникальна, нелегальное копирование запрещено законом, пост данных статей приветствуется, но возможен, только с ссылкой на оригинал. Vokalizm.ru/2012 - 2015 Frontier Theme