Вибрато

Vokalizm вибрация

Здравствуйте, дорогие друзья. Решил написать статью на такую тему, потому что вопросы от Вас были, да и вообще, как-то я не коснулся этой темы, думал, что не важно, но ошибался.

И так, думаю, объяснять, что такое вибрато нет необходимости, а хотя нет, всё же, расскажу.

Вибрато – это периодически изменяющийся тон звука, по высоте, силе и тембру соответственно. Вибрато очень полезно для певца, потому что если оно извлечено правильно, то способствует расслаблению голосового аппарата во время пения, а значит и свободе голоса, тембру, полётности, развитию диапазона и т.д. Вибрато у вокалистов встречается двух типов, так называемое, «ложное» — извлекаемое связками, а точнее сокращением гортанных мышц и правильное – извлекаемое и образованное в резонаторах.

Само собой, даже при правильном вибрато, гортань будет слегка вибрировать и это естественно, потому что связки легко отзываются на вибрацию посланную бумерангом в них из резонаторов.

Многие, даже оперные певцы, помогают себя гортанью в процессе вибрации, так сказать, «филонят», к сожалению, такое пение ведёт к частичной деградации голоса. Звуковая линия раскачивается, и потом годом к 40 все такие певцы болеют «качем» в голосе, т.е. амплитуда вибрации становится слишком большой. Порой даже на терцию вниз и вверх.

В принципе, ничего ужасного, особенно для оперного певца в гортанном вибрато для певца нет, но и развитию оно способствовать не будет в отличие от правильного вибрато.

Вибрато в педагогике

  В школах вокала, (хороших школах) принято учить певца сначала ровному пению и только, и никакой раскачки в голосе. Только тогда, когда вокалист научиться звучать свободно и звучно, ровным звуком в резонаторы, что возможно только при умении пользоваться вокальной опорой, только тогда, с ним поговорят про вибрато. Но, честно говоря, тогда, когда вокалист начнёт звучать в резонаторах, петь телом, а не ртом, тогда вибрато появится само собой, и классные преподаватели это знают.

В комментариях, вы спрашивали у меня, дорогие читатели:

«У меня вопрос о вибрации голоса во время пения. Преподаватель говорит, что хорошим тоном в опере является ровное пение без вибраций (или с минимумом). Тем не менее, когда слушаю записи оперных постановок, всегда слышу вибрацию. Оговорюсь сразу, что любителей не слушаю. Ищу всегда постановки с именитыми исполнителями (Рене Флеминг, Анджела Георгиу, Диана Дамрау, Мирелла Френи и т.д.) Вообще редко сталкиваюсь с этим «ровным» пением. То, что слышала, звучит красиво, конечно, но не могу сказать, что пение с вибрацией звучит уродливо, тоже нравится. Что скажете по этому поводу?».

Если преподаватель так сказал, значит он пытается отучить вас от какой либо вибрации на данный момент, что говорит о излишнем присутствии вибрации в вашем голосе. Вибрато в оперном пении само собой есть, и без вибрато вообще никуда. Но, скорее всего преподаватель видит, что та вибрация, которой Вы овладели сейчас, мешает вам понять звук в резонаторах и т.д. у меня, да и у многих остальных певцов, бала точно та же проблема. Когда приобретён неверный навык вибрато, следует стараться голос «выбелить», сделать максимально равным, что б послушать себя, а когда звук станет на место, все пойдёт по сценарию.

Думаю, я был краток и содержателен, желаю Вам, родные наши читатели, петь до самой поздней старости. Петь и не уставать никогда и никогда не болеть. Задавайте Ваши вопросы.

  • Uraty

    Это хорошо, но собственно как отличить хорошее вибрато от плохого?

    • Илья Кулаков

      ))) Хорошее вибрато надо слышать, оно исполняется непроизвольно и легко, а горловое вибрато «деланное», слышно, что певец уделяет ему внимание. А вообще всё с личным опятом достигается. Вот, как только получится у Вас спеть естественное вибрато, сразу все на места встанет. Совершенствуйтесь вместе с нами)))

  • Sergey Medvedev

    В большинстве случаев оперное вибрато меня раздражает, когда у кого-нибудь из оперных певцов его меньше обычного, это всегда плюс. А бывают отклонения и другую сторону. Самый вопиющий случай — это Петер Брондер, у него такое вибрато, что даже понять, какую ноту он поёт, сложно. А ещё есть Ганс Хоттер и Томас Стюарт, которые тоже блеют будь здоров… А вот среди исполнителей барочной оперы такого безобразия нет, вибрато, если и есть, то очень аккуратное и лёгкое. У джазовых и эстрадных певцов вообще никаких проблем с вибрато — его столько, сколько надо и только где надо. Я бы сказал, что противное вибрато — вообще бич академической вокальной школы.

Вся информация уникальна, нелегальное копирование запрещено законом, пост данных статей приветствуется, но возможен, только с ссылкой на оригинал. Vokalizm.ru/2012 - 2015 Frontier Theme