Внутреннее ощущение опоры

Статья будет разделена на 2 части

(Дополнение к статьям: Главное правило для «Опоры» дыхания, Опора дыхания, Певческая опора )

   В этой статье напишу углублённо об ощущениях и способах достижения вокальной опоры. Честно признаться, Я не очень люблю различные образные выражения по поводу опоры, которыми пользуются учителя при объяснении ученику процесса опирания дыхания. Я считаю, что каждый ученик понимает тот или иной образ по-своему и поэтому, каждому из людей нужен свой индивидуальный подход и комплекс образных выражений.

   Поэтому, Я думаю, что важнее объяснить ученику во всех  подробностях процесс дыхания, подходя со стороны физиологии и биологии человека.

А уже потом пользоваться образами для заполнения так сказать дыр в понимании. И Так, что такое вокальная опора (или что токое опора )– это внутреннее, физическое ощущение, при котором слаженными и одновременными действиями диафрагмы, косых мышц живота, мышц поясницы и всех остальных мышц и сухожилий принимающих участие в полном брюшном дыхании создаётся постоянная позиция свободного, глубокого вдоха и остаётся таковой при задержке дыхания и главное при звукоизвлечении (фонации, выдохе). Т.е. опора это ощущение вдоха на выдохе и тем более во время самого пения. Здесь Я хочу привлечь Ваше внимание и обратиться к каждому, кто читает эту статью: «Дорогие читатели, если Вам что-то не понятно в плане опоры, пожалуйста, не стесняйтесь и задавайте вопросы, ибо невозможно описать ощущение опоры такой фразой или термином, который будет понятен и доступен всем, а опора – это самое главное в пении».

Теперь, о самом брюшном дыхании…

Брюшное дыхание – это нижнее дыхание, при котором воздух заполняет самую нижнюю, большую и вместительную часть лёгких тем самым раздувая диафрагму, которая под давлением воздуха опускается, вниз выталкивая внутренние органы и кишечник вперёд, тем самым создавая дополнительное место для лёгких. Со стороны этот процесс выглядит, так как будто человек вдыхает в сам живот, и это хороший способ научиться опоре, Я говорю о выталкивании во время пения живота вперёд, по сути, частично — это и есть опора! Если говорить конкретнее, то во время пения раздуваются: живот, бока, поясница инижняя часть грудной клетки.Диафрагма вид сбоку

  • Наталья

    Т.е. вокальная опора это напряжение верхнего пресса (диафрагмы)?

  • crecker

    А есть ли упражнения которые помогут ощутить опору дыхания и поставить её?

  • Рома

    попробуй поднять что то тяжелое, ты ощутишь напряжение в области живота, вроде такое ощущение во врем пения должно быть, ИМХО

  • Артур Садиков

    Добрый день. Может немного не к месту, но хочу выразить огромную благодарность за статьи! Авторам низкий поклон. По поводу ощущений опоры — согласен с автором. Мне педагог говорит, что надо чувствовать вертикаль воздуха в себе и прочее. У меня не получается такими образами мыслить. Вот пытаюсь всё же найти эту опору в себе. Данная статья пролила свет на этот аспект, спасибо!

    • Вау, спасибо большое. Мы рады, если кому-то помогаем. Очень приятно. Заходите ещё.

  • Роман

    Добрый день! Прочитал все статьи,
    многое действительно стало понятно, в частности, что воздух должен держаться
    диафрагмой, а не связками, как я до этого делал и как мне советовали опытные
    люди — получался звук с натужением. Буду стараться делать упражнения и
    нащупывать «свою» опору. Но вот вопрос: Например, я сделал глубокий вдох, в
    животе образовался шар (это значит диафрагма ушла вниз?), в таком положении
    допел фразу — а куда брать новый вдох? В этот же шар, который образовался при
    первом вдохе или расслабляться и заново набирать шар? Просто когда так делаю, у
    меня возникают болезненные ощущения в области пресса.

    • koly

      Говорят, что набирать нужно как раз примерно столько, сколько потребуется для следующей фразы. Если образуется прям такой шар, Вы, наверное, набираете слишком много. Я сам, правда, начинающий; делюсь тем, что довелось прежде прочитать в интернетах)

    • Да. если шар образовался, это значит что двигаетесь в правильно направлении, но шар должен быть не только спереди, диафрагму следует чувствовать по всему радиусу торса. Спереди органы выпячиваются, потому что мы так устроены анатомически. они бы и сзади выпячивались, но рёбра и позвоночник им мешают. Так вот на это ощущении «раздутости» и надо петь и при новом вдохе снова брать такое дыхание и держать его до конца фразы. Со временем организм окрепнет и болевые ощущения уйдут. Потом, когда голос сам привыкнет звучать легко и свободно такие усилия уже не понадобятся.

      • Anna1988

        Добрый день.Подскажите пожалуйста,правильно я дышу?
        Когда у меня образовался шар ,при пении живот (особенно низ живота)постепенно втягивается внутрь.Или нужно оставлять его максимально раздутым?

  • Андрей

    Здравствуйте, спасибо за уроки. Хотел спросить по поводу ощущений, у меня при попытке нащупать опору сильно напрягается низ живота и даже пресс, как пояс вокруг живота образуется (до поясницы), многие пишут что пение на опоре должно быть лёгким, но Ваши советы и правда делают голос лучше. Главный вопрос, должно ли быть такое серьёзное напряжение? порой устаю после 1 песни. Или я слишком сильно напрягаю то, что не надо напрягать?)

    • Никита

      Посмотри гимнастику Стрельниковой, там нужно сильно вдыхать носом как бы шмыгая, при этом не поднимая плечи и грудь, вдох должен быть свободным, после этой гимнастики у меня опора нашлась сама по себе
      напрягать пресс — это не совсем опора, вдыхать слишком много воздуха тоже не надо, это я прочитал на другом хорошем сайте

  • Yarik Koss

    Доброго времени суток! Когда хорошо опираю звук, чувствую тянущую боль в грудном отделе позвоночника, где-то между лопаток. Может ли остеохондроз быть причиной, и может кто нибудь посоветует наиболее эффективные упражнения в этом случае?

  • Rita Stoun

    про брюшное дыхание с Вами не соглашусь, для этого достаточно просто почитать учебники анатомии и физиологии, о движении мышц. не вводите в заблуждение читателей. не диафрагма опускается из-за нагнетания воздуха, а она и является одним из импульсов к нагнетанию, вместе с другими мышцами инспираторной группы.

  • Aleksandr Nekrasov

    Посмотрите мастер-класс народного артиста СССР А.Ф.Ведерникова.Там очень доходчиво обо всём написано!

  • Евгений Тарасенко

    Если я правильно понял то я набрал воздуха носом , при этом живот стал больше (шар образовался) а потом когда пою ( извлекаю звук) то живот не должен сдуваться? Или как ? И стараясь удержать его в форме шара это и есть опора или как?

  • Tony Voice

    Дыхание в вокале должно быть свободным!!! Иначе не о каких высоких нотах речи быть не может. Это только в нашей стране есть понятие опора дыхания, везде у фирмачей это понятие просто как баланс работы связок и выдоха. Нужно уметь подавать диафрагмой и прессом нужный поток воздуха на связки, тогда пение станет свободным а любое усилие это зажим. Ничего держать не надо если не хотите конечно получить тяжелый и не контролируемый звук.

Вся информация уникальна, нелегальное копирование запрещено законом, пост данных статей приветствуется, но возможен, только с ссылкой на оригинал. Vokalizm.ru/2012 - 2015 Frontier Theme