Лирический Баритон

  Баритон – это поистине самый, на мой взгляд, редкий мужской голос, если конечно брать в счёт настоящих баритонов, а не неудавшихся теноров или не сбывшихся басов.

Главное достоинство баритона, в том, что он обладает мягким, нежным тембром без теноровой примеси слащавости и тонкости, но при этом достаточно объёмными бархатными низами, без злобной, суровой, басовой окраски. В общем, как говориться, Баритон – это поистине мужской голос. Не подумайте, что Я баритон и сам себе сыплю комплименты, Я тенор.

Баритоны бывают: лирические, драматические, лирико-драматические и бас-баритоны.

Диапазон голоса баротинов: Соль большой октавы — Соль, Ля первой октавы. Рабочий диапазон: Си большой октавы – Фа# первой.

Переходной тон: До#(в основном у драм. баритонов) – Ми Бемоль первой октавы.

Баритоны делятся в первую очередь, как и все голоса по тембру, по переходному тону, а уже потом по диапазону. Лирический баритон по тембру похож на драматический тенор, отличие в принципе не большое, только в переходном тоне, глубине звука и в соотношении количестве резонанса грудного и головного регистров. Конечно, вокалист с опытом и с хорошо развитым вокальным слухом легко определит разницу в голосах, но это часто не под силу менее опытным коллегам. Лирический баритон обладает высокой подвижностью голоса и достигает максимально выразительного своего звучания во второй октаве своего голоса. Яркие представители такого голоса это: Муслим Магомаев, Георг Отс, Юрий Гуляев и т.д.

Начинающих певцов, драматических теноров и лирических баритонов  ещё не до конца сформированных практически невозможно различить без внимательного анализа. Как не прискорбно, но часто эти голоса определяются со своей природой в течении долгих лет и даже после окончания консерватории. Подобные примеры неправильно определённых голосов сплошь и рядом, вот например:

  1. Хворостовский поступал в консерваторию тенором;
  2. Пласидо Доминго в молодости был баритоном;
  3. Юрий Гуляев, только выпускаясь из консерватории, перед выпускным экзаменом определился как баритон

Так же Ярким представителем Лирического баритона могу назвать Хворостовского, несмотря не то, что он отчаянно старается косить на драматического баритона, хотя сам является более лёгким голосом. Парадоксален тот факт, что слушая Диму, тембр его голоса не может не показаться красивым и оригинальным, но к сожалению, он много химичит или как говорят у вокалистов: «Поёт не своим голосом».

  • Евгений

    Уважаемый автор! Прекрасная статья хотя и не претендующая на всеобъемлемость.
    Что ж..вы бросили многим ценителям и в какой то мере знатокам академического вокала вызов и вот он я среди первых !Соглашусь ,что лирический баритон достаточно редкий голос(не в природе вообще,а как состоявшийся певец).Но соглашусь с оговоркой,что и любой другой тип прекрасного профессионального певческого голоса,как мужской ,так и женский достаточно редкое явление в оперной и камерной музыке.На счет слащавости и тонкости,как о некоторой негативной черте тенорового голоса с вами позволю себе не согласиться( и не потому,что я тоже тенор),по одной простой причине : вы или относитесь по известной или не известной вам причине с предубеждением по отношению к «тенорам» или же на вас до сего момента не производили никакого впечатления теноровые голоса и их звучание.Вы что же считаете D’Hardelot ‘Because’ Владимира Атлантова это слащавость ?А «Не уходи побудь со мною» Соломона Хромченко поверхностность ? А «Nessun Dorma» Паваротти отсутствие глубины ?Простите меня может быть за такой агрессивный напор,но я не могу равнодушно относиться к таким легкомысленным с вашей стороны заявлениям.Я бы очень много привел бы вам певцов-теноров в качестве примеров эталонов вокального мастерства и таланта в рамках моей аргументации.Но я ограничен и форматом и вашим терпением.Далее касательно самих баритонов(лирических),которых вы упомянули. Магомаев несомненно прекраснейший образчик лирического баритона.Я считаю что каватину «Фигаро»из «Севильского цирюльника» Россини,никто не исполнил так,как он ее пел в молодые годы. Герг Отс конечно же в первую очередь несравненный «мистер Икс».Эта его визитная карточка несомненно.Смею отметить недостаточно четкие «верха» в его певческом диапазоне( от «фа» и выше).Юрий Гуляев имел полный оперный диапазон ис легкостью исполнял как и арию «Роберто» из » Иоланты»,так и «Степь да степь кругом» с верхним «ля-бемоль».Тем не менее мне запомнился ,как думаю и многим другим ценителям его таланта, исполнением песенного жанра патриотической направленности.Я бы отметил в его вокальном исполнении один недостаток,а именно недостаточную степень открытости звука,в особенности это касается исполнения им песенного и романсового репертуара.Вы меня (извините ,что не знаю вас по имени)огорчили очень тем,что не упомянули великолепного оперного певца лирческого-баритона Павла Герасимовича Лисициана. Вот это действительно прекрасный образчик профессионала и художника.Невероятная дикция.свободнейший оперный диапазон,насыщенный на всем протяжении бархатно-медовым тембром!А Ария «Мазепы» в его исполнении ..А? А пролог из «Паяцов» ..мм?А «Веденецкий гость» ?Ария»Жермона»?А «Апрель вешний праздничный день» Рахманинова ?Шикарнейший голос,изумительный,бесподобный -изумруд в короне всемирного вокального искусства!А вот ,что касается Дмитрия Хворостовского,то я выскажусь о нем,как о певце более категорично чем вы.Бледный и невыразительный тембр.Форсирование звука и отсутствие легкости его извлечение(тому доказательство его гипер-напряженная лицевая мускулатура во время вокализации(пения)). Полное отсутствие пиано,а уж тем более пианиссимо.причина проста ,как «пять копеек»- позиционирование себя,как баритона таковым по сути не являясь.Будучи обладателем голоса тенорового звучания Хворостовский-баритон поистине продукт самого настоящего пиара.Отсюда и вынудженная «форсировка»,излишняя мучительная артикуляция,неестественно для его голоса(природного)заниженная гортань и как следствие всего этого тусклое звучание на всем диапазоне.С легкостью уворачиваюсь от бранных инвектив в мой адрес от поклонников Хворостовского,но истина мне дороже.В заключение хочу выразить большую и искреннюю признательность автору за эту статью.Всегда приятно встретить родственную душу в необъятных просторах «интернета».Спасибо!

    • Илья Кулаков

      Вау, Евгений. спасибо огромное Вам за Ваш комментарий, такой демократичный и всеобьемлющий. Полностью согласен с каждым Вашим словом!
      Но Вы меня немножко не так поняли, ну или Я не упомянул достаточно информации в статье. Прежде всего, Я лирико -драматический тенор, и о дискриминациях быть речи и не может:)))! Я полностью согласен с Вами на тему Атлантова и иже с ним! Конечно, сейчас, и в русской школе больше теноров крепких и мощных, нежели слащавых вроде Лемешева или Козловского! Я вот, например обожжаю Гурца Александра слушать или Галузина с их огромными голосами! К сожалению всего в одной статье не напишешь и это логично, что Вы заметили неточности в моих словах, спсибо большое , что так замечательно меня поправили и дополнили таким шикарным комментарием!
      Насчёт Хворостовского, то Я тоже считаю его тенором и думаю из него тенор вышел бы замечательный! А вот баритон из него просто никакой, хотя когда-то мне его тембр нравился, но потом Я понял, что он слишком много химичит, а не пользуется природными качествами! Но, конечно, многие почему-то не согласны с его теноровой природой, ну наверное не слышат в силу ненатренированности слуха или верят, как и большинство тому, что по телевизору говорят!
      Ну в общем, простите, что всего не написал, подумал, раз Я в статьях о тенорах писал, значит, здесь не обязательно… Ещё раз благодаря, за внимание, комментарийи сдержанность!
      Действительно, очень приятно встречать родственные души в интернете! Побольше бы таких комментариев, спасибо!

      • Aleksandr Nekrasov

        Я что-то сильно сомневаюсь,что «тенор» Хворостовский сделал свою карьеру оперного баритона в оперных театрах мира по ошибке.

        • Igor

          Полностью с Вами согласен!

  • Валентина Дмитриенко

    Согласна, что баритон красивейший голос , созданный природой. Один Лисициан чего стоит.

  • Олег Дудко

    Всё верно, особенно про Диму..!)))(:smile:)

    • Илья Кулаков

      Спасибо за солидарность)))

  • Артем

    Простите, на сколько мне известно Хворостовский не учился в консерватории!?(:smile:)

    • Илья Кулаков

      Прощаем))) Он учился в университете или институте))), что собственно говоря, зависит от уровня акредетации, а она к сожалению, часто зависит не от уровня педогогизма, а от взятки комиссии.)))

  • Илья

    Вот вы пишите про диапазон. У моего педагога, баритона, рабочий диапазон до си первой доходит. Я сам баритон, рабочий до фа диез(учусь пока еще) распеваюсь до ля первой,если очень удачно, цепляю и си бемоль. Что касается моих низов, то распеваюсь до ми большой,рабочий до фа большой октавы.

    • ну, так, значит у вас крутезный голос, с чем я вас и поздравляю!!!!))) Занимайтесь пением и дальше.

      • Ruslan Ivanov

        Нормальный всю жизнь пою в церковных хорах и мои родственники по материнской и отцовской линии также поют в церковных хорах. Все во Славу Бога Он дает нам таланты, жизнь, дыхание. Главное не какой талант главное, как его используешь.

    • Ruslan Ivanov

      А я распеваюсь до ля бемоль бывает и ля первой, внизу ля чистая в контр октаве, рабочая в низу до никогда профессионально голосом не занимался, сам скрипач, пою в церковном хоре, но в нашем же хоре есть парень у которого рабочий я подчеркиваю рабочий диапазон больше 3-х октав и спокойно вообще все поет, причем сильных красивый голос и никогда тоже профессионально голосом не занимался он даже музыкальную школу не оканчивал, а солист в большом хоре. А сколько ещё таких талантов по земле матушке только Господь знает.

      • Григорий Курдюков

        Если у Вас внизу ля контр октавы, то вы бас-профундо.

        • Ruslan Ivanov

          Не я баритон, просто такой диапазон))) я не смогу спеть ноты в контр октаве так как это сделает настоящий бас-профундо к примеру как этот: https://www.youtube.com/watch?v=6WpD2Cspn6g

      • Илья

        Выше 2-2.5 октав голоса ни у кого нет, так не бывает. Фальцетный звук не в счет.

        • Ruslan Ivanov

          Вот с лева стоит парень у которого диапазон более 3 октав мы с ним поем в хоре на распевке он пел со мной до в большой октаве и ре во второй октаве без фальцета, так что он поет и в басовом и баритоновом и теноровом диапазоне, но он тенор т.к. ряд обертонов открывается у него в полноте на высоких нотах. https://www.youtube.com/watch?v=g7WP0rGStr8

          • Igor

            Не пишите всякую ерунду, если в музыке не разбираетесь!

  • Diana

    А не можете ли привести пример kavalierbariton? Насколько я понимаю, это как раз для тех, кто и не совсем определился с голосом? И насколько сам голос мужской меняется после 25 лет?

    • Олег

      бывает не как. он становится более устойчивым более сильным может немного изменится диапазон например из лирического баритона стать драматическим баритоном или драматическим тенором )

  • Igor

    Муслим Магомаев не лирический, а драматический баритон. Он сам об этом не раз говорил.

    • Олег

      вообще то по его диапазону ясно видно лирического баритона )

      • Дмитрий

        а каков он диапазон лирического баритона? интересую рабочие ноты, а не предельные

        • Igor

          Рабочий диапазон лир. баритона — до малой — соль второй октавы

          • Илья

            соль второй октавы? Вы сами поняли что написали?

          • Igor

            Я то понял, это Вы не поняли.

    • Григорий Курдюков

      Магомаев — Лирико-драматический баритон.

      • Igor

        Муслим Магомаев говорил, что он специально облегчал голос в стиле лир. баритона, для исполнения популярных произведений, вроде «Королевы красоты» и пр.

  • Igor

    Разве можно определить голос по диапазону? Голос определяют по густоте тембра и переходным тонам. У Муслима Магомаева густота тембра не типичная для лирического баритона, как и переходные тона. Сравните его с тем же Лисицианом: вы что хотите сказать что у них одинаковый тембр голоса?!И, вообще, если сам певец характеризирует свой голос как драматический баритон, то по моему споры по этому поводу бесперспективны.

  • Борис

    Дмитрий Хворостовский — лирический баритон?! Да не смешите меня!Его голос средний между драматическим баритоном и бас-баритоном.

  • Yury Prussky

    Самое смешное, что ни один из приведенных примеров не является лирическим баритоном)) Классические примеры лирического баритона — Отс, Лисициан, Мазурок. Кстати, может кто-нибудь привести примеры выдающихся зарубежных лирических баритонов? По-моему, репертуар лирического баритона достаточно ограничен и вообще этот голос не пользуется особой востребованностью и популярностью. Возможно, я ошибаюсь, — буду рад, если меня поправят.

    • Igor

      Как раз Отс — чистый пример классического драматического баритона, а во всём остальном — я с Вами полностью согласен.

      • Yury Prussky

        Отс — драматический?? Да послушайте его в фильме 58-го года. Чистый лирический тембр. С возрастом, конечто, тембр затемнился, но все равно драматическим я бы его не назвал.

        Кстати, из зарубежных певцов хороший пример лир. баритона — Фишер-Дискау. Пока больше никого из известных не вспомнил.

    • Григорий Курдюков

      Лирический баритон очень красивый голос. И есть много исполнителей с этим типом голоса: Филипп Киркоров, Иван Дорн, Алексей Чумаков, Руслан Алехно, Джош Гробан, Майкл Бубле, Николай Носков, Григорий Лепс.

      • Igor

        Ха-Ха-Ха!!!Насмешили, особенно про Дорна!:) Все перечисленные Вами исполнители не относятся к данному тембру голоса, так как являются эстрадными певцами, у которых тембр не классифицируется по классическим стандартам. Это Вам на другой форум надо.

Вся информация уникальна, нелегальное копирование запрещено законом, пост данных статей приветствуется, но возможен, только с ссылкой на оригинал. Vokalizm.ru/2012 - 2015 Frontier Theme