Колоратурное сопрано
Самый высокий женский голос и само собой самый высокий человеческий голос вообще – вот, что первое приходит на ум, когда Я слышу термин «колоратурное сопрано».
Диапазон такого голоса начинается в среднем от До1 октавы и заканчивается в среднем на Фа# третьей октавы и далее.
Основной характерной и отличительной чертой колоратуры является очень высокая подвижность голоса в особенности в верхнем регистре голоса. Слушая опытных певиц с таким голосом возникает ощущение, что чем выше они поют – тем им легче, тем свободнее они себя чувствуют в верхней тесситуре. Сразу предлагаю послушать Вам Диану Дамрау — шикарное драматическое колоратурное сопрано по данному видео:
Главной трудностью и самым важным в постановке колоратурного сопрано является выработка звука максимально близкого к верхним передним зубам. Дело в том, что с таким голосом думать о малейших ошибках, форсировании нет смысла, потому что гортань достаточно тонкая, а значит и связки небольшие и узкие, звук элементарно будет пропадать, если будет уходить из головного резонатора. Такой голос звучит в голове или не звучит вообще. Отточенная верхняя форманта – залог успеха такого голоса. Что касается выработки грудного звучания, то многим колоратурам в процессе обучения стараются вообще не говорить о грудном звучании и тем более не заниматься наработкой грудного звучания, потому что есть опаска углубить, утяжелить голос и утратить лёгкость в верхнем регистре.
Тембр у «чудо голоса» — самый что ни наесть металлический и звонкий словно хрусталь, его ни с чем не спутаешь, достаточно послушать двух-трёх колоратур и этот звон осядет в ушах навсегда, конечно при условии, если Вы услышите профессионалок своего дела.
В европейских школах вокала различают два вида колоратуры: драматическое и лирическое сопрано. В Русской школе пения раньше не различали эти голоса, сейчас не знаю, думаю всё так же, дело в том, что колоратур зачастую немного и пытаться разделять их и делить репертуар для обоих типов голоса нет никакой необходимости! В конце концов, Я не знаю такой оперы, в которой по задумке автора должны были бы присутствовать и лирическая колоратура и драматическая.